Категорийный менеджмент в рознице

Реалии отрасли вынуждают ритейлеров переосмысливать то, как они управляют своим самым ценным активом — физическим пространством для товара (полка, витрина, выкладка). Ритейлерам необходимо создавать положительные впечатления от процесса покупок для покупателя, одновременно повышая производительность и рентабельность инвестиций. Решения по категорийному менеджменту, предлагаемые Atrinix, и продукты Symphony GOLD предоставляют ритейлерам и их партнерам-производителям инструменты для эффективного управления в области категорийного менеджмента, оптимизации торговых площадей и категорий по формату и местоположению.

Современный категорийный менеджмент позитивно влияет на бизнес, повышая его эффективность.
Просмотр, управление и манипулирование сложными компонентами процессов категорийного менеджмента влияют на основные бизнес-показатели от уровней продаж и прибыли до лояльности клиентов и доли рынка.

Характеристика категорийного менеджмента:

Вся суть категорийного менеджмента сводится к тому, чтобы взглянуть на товарные категории с позиции того, насколько гармонично они вписываются в общий ассортимент магазина, исходя из его общей идеи и концепции.

Категорийный менеджмент основан на следующих правилах:

  1. Сегментация ассортимента на товарные категории базируется на психологических и поведенческих аспектах покупателей.
  2. Один сотрудник (категорийный менеджер) несет ответственность за целый цикл движения товара от его закупки у поставщика до продажи покупателю.
  3. Товарную категорию принято считать отдельной бизнес-единицей внутри компании, которая имеет свой бюджет, ценообразование и политику снабжения.
  4. Покупатель воспринимает ассортимент магазина как совокупность всех категорий.

Основные цели категорийного менеджмента:

  • увеличить размер среднего чека;
  • повысить рентабельность продаж;
  • повысить лояльность покупателей;
  • сократить неликвидные остатки;
  • оптимизировать товарный запас;
  • поддержать и укрепить положительный имидж.

Основные задачи категорийного менеджера:

  • оптимизация запасов магазина и движения товаров;
  • строгое разделение товарных групп по категориям;
  • улучшение управления финансами по каждой категории товаров;
  • детальная разработка ассортиментной политики;
  • реализация правильного позиционирования товара в категориях;
  • оценка влияния различных товарных групп как внутри категорий, так и между ними;
  • детальная проработка и учет интересов производителей, поставщиков, покупателей.

Категорийный менеджер эффективен только в том случае, если в компании существует правильно настроенная информационно-аналитическая система с оптимизированными бизнес-процессами, с правильной мотивацией и полномочиями для принятия решений.

Актуальная стратегия в области категорийного менеджмента дает ритейлерам очевидные преимущества для бизнеса, а именно смотреть, руководить и манипулировать трудными, нестабильными компонентами процессов категорийного менеджмента, который влияет на ключевые бизнес-показатели: от продаж и прибыли до лояльности клиентов и доли рынка.

  • совместная работа ритейлера и CPG-партнеров;
  • создание границ категорий, с применением имеющихся товаров;
  • удовлетворение потребностей покупателей в каждой категории;
  • эффективная оптимизация прибыльности полочного пространства и увеличение лояльности покупателей;
  • комплексный end-to-end процесс, затрагивающий все – от локальных потребностей покупателей до доступности товаров на полках.

Категорийный менеджмент улучшает эффективность коммерческой деятельности торговых сетей. Однако это возможно только при правильной разработке ассортиментной политики и управления им.

 

3 ОСНОВНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВА

3-5%

Рост продаж за счет эффективной оптимизации ассортимента

+75%

Снижение OOS за счет взаимодействия в цепочке поставок

1-2%

Снижение запасов за счет локализации ассортимента

Ключевые этапы разработки стратегии категорийного менеджмента:

  • Определение категории. На данном этапе выбираются товары, которые нужно добавить в ассортимент или удалить из него.
  • Формирование роли категории. Важна расстановка приоритетов. Роль каждой категории определяется на основе предпочтений покупателей и направления развития рынка. На этом этапе ритейлеры думают о создании дерева принятия решений, чтобы предугадать поведение покупателя в магазине. 
  • Оценка. Ритейлеры подробно изучают покупателей, рынок, поставщиков для последующего анализа подкатегорий, продаж, доходов и прибыльности. Оценка дает возможность определить самые прибыльные категории. Также определяются категории, которые необходимо развивать для увеличения дохода, и те, которые вообще не следует развивать.
  • Формализация цели категории. Здесь создается бизнес-план для каждой категории. Записываются цели и устанавливается KPI для отслеживания производительности и ее роста в будущем.
  • Установление стратегии. Ритейлеры думают о том, как достичь поставленных целей и правильно распределить ресурсы.
  • Выбор тактики. На этом этапе определяется расположение товара на полках или в каталогах интернет-магазина, составляются планы реализации стратегии, утверждаются действия по продвижению товара.
  • Реализация. Прописываются формализованные должностные инструкции. Такой последовательный план работы помогает успешно внедрить категорийный менеджмент.
  • Пересмотр категории. На этом этапе оценивается эффективность категории, выявляются слабые стороны и возможности, вносятся изменения в стратегию развития.

Продуманный и осознанный подход к реализации категорийного менеджмента помогает ритейлерам повышать объемы продаж и прибыли, а также эффективно развивать свой бизнес.

Решения по категорийному менеджменту, предлагаемые Atrinix, включают в себя полный спектр ассортиментных единиц и управление товарами, от создания каталога товаров до размещения товаров на полках сотрудниками магазина. В свою очередь, инструменты от Symphony GOLD облегчают автоматизацию многих процессов на пути товара на полку: складские процессы, прогнозирование розничных продаж, управление заказами.

Максимизируйте производительность помещения и повысьте производительность сотрудников

Когда компания управляет магазинами разных размеров, форматов и планировок, трудно определить, как лучше всего использовать торговую площадь с максимальной эффективностью. Как в этом случае обеспечить правильность стратегии планировки каждой торговой точки? Решения по категорийному менеджменту, предлагаемые Atrinix, помогают ритейлерам оптимизировать планы этажей, анализировать эффективность отдельных продуктов и категорий на уровне магазина и присоединять HQ и торговые точки, чтобы обеспечить доведение соответствующих планов до всех.

Соотношение физического пространства под категорию с наилучшим ассортиментом

Площадь торговой точки ограничена. Ритейлерам необходимо повышать производительность, минимизировать запасы, не жертвуя при этом объемом товаров и ассортиментом. Наша компания предлагает решения для автоматизации работы категорийного менеджмента, которые определяют правильное место для оптимизированного ассортимента и поддерживают нужное количество запасов для достижения высокой доступности товаров на полках.

Использование планограмм с цифровым изображением

Виртуальная реальность предлагает ритейлерам быстрый и точный способ тестирования и оптимизации планограмм. Наши решения создают реалистичные 2D- и 3D-цифровые изображения, которые помогают виртуально манипулировать планограммами для определения оптимального размещения товаров, проверки смежности категорий и оптимизации дизайна полок.

Автоматизируйте создание бизнес-планограмм

Совместная локализация ассортимента и планограмм позволяет точнее отвечать на запросы покупателей, увеличивая продажи и прибыль. Задача усложняется, когда есть сотни или тысячи магазинов и категорий. Наше решение для категорийного менеджмента автоматизирует создание планограмм для конкретных магазинов, повышая производительность групп планирования категорий и ускоряя время выхода на рынок.

Обеспечение согласованности ассортимента и планограмм на полке

При управлении различными категориями и товарами проблематично определить, используется ли полки в соответствии с целями мерчандайзинга, стандартами полки или согласованными планограммами. Наша компания предлагает инновационные решения:

  • ускоряющие внедрение планограмм;
  • улучшающие согласование с фактическим размещением товаров;
  • позволяющие контролировать управление полками на любом устройстве, в любое время и в любом месте.

В зависимости от текущих запросов ритейлеров специалисты Atrinix предлагают оптимальный вариант внедрения и адаптации бизнес-процессов и методов управления ассортиментом в ритейле, основываясь на значительном практическом опыте реализации проектов категорийного менеджмента в розничной торговле. Компания Atrinix выбирает инструменты на основе лучшего в отрасли программного обеспечения для категорийного менеджмента и оценивает срок окупаемости проекта. Проект может выглядеть как комплексное внедрение, так и как внедрение step by step или road map для ступенчатого развития категорийного менеджмента в розничной торговле.

Внедрение решений категорийного менеджмента позволяет:

  • улучшить коммуникацию и повысить скорость выполнения задач;
  • повысить уровень управляемости и прозрачности торговли;
  • управлять торговой площадью магазинов;
  • контролировать ассортимент и наличие товаров на полке;
  • применять данные из системы для автоматизации процессов во взаимосвязанных системах.

Решения компании Atrinix — это комплексный подход к автоматизации бизнес-процессов розничной торговли и гарантированная поддержка бизнеса. Наша команда оказывает консультационные услуги, внедрение IT-решений, поддержку клиентов на протяжении всего срока службы системы.

Основные преимущества внедрения решения по категорийному менеджменту:

  • улучшение уровня запасов;
  • сокращение уровня отсутствия запасов на складе;
  • повышение показателя товарооборота;
  • снижение временных затрат на управление заказами;
  • снижение времени и ресурсов на создание и управление планограммами;
  • реализация поставленных целей service level.

Компания Atrinix – экспертные решения по категорийному менеджменту для ритейла и комплексной автоматизации бизнеса. По всем вопросам внедрения IT-решений в ритейле, услугам консалтинга и сопровождения систем автоматизации пишите info@atrinix.dev или заполняйте форму ниже.

    Свяжитесь с нами

    Отправляя форму, соглашаюсь на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

      Отправляя форму, соглашаюсь на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

      Компания Atrinix Адрес и телефон:
      5-ая Парковая, 52 105264 Москва, Россия
      Телефон:+7 (495) 223 45 45, E-mail: info@atrinix.dev